Студенческие работы на заказ

8 (391) 292-92-56

Развитие интонационно-выразительной стороны речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией

Предмет: Логопедия: готовые дипломные, контрольные, курсовые работы

Тип работы: Курсовая работа Логопедия

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Глава 1. Научные подходы к проблеме изучения стертой формы псевдобульбарной дизартрии у детей дошкольного возраста 6

1.1.Диагностика стертой формы псевдобульбарной дизартрии 6

1.2. Особенности интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией 13

1.3. Основные этапы и содержание логопедической работы при стертой дизартрии 19

Глава 2. Экспериментальное исследование детей дошкольного возраста со стертой дизартрией 27

2.1. Организация, методика и содержание констатирующего эксперимента 27

2.2. Результаты констатирующего эксперимента 31

2.3. Организация, содержание и методики обучающего эксперимента 42

2.4. Результаты обучающего эксперимента 8

Заключение 56

Список использованных источников 58

Приложения 61

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время наблюдается тенденция к значительному росту числа детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, среди которых весьма распространенным является стертая форма псевдобульбарной дизартрии. Любая патология речи ограничивает развитие познавательной и личностной сферы ребенка, а также его способностей и социальных возможностей, являясь причиной неудач в предстоящей учебной деятельности, что подчеркивается в работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.Р. Лурии, С.Л. Рубинштейна и др.

Среди разнообразных речевых нарушений в детском возрасте значительную трудность представляет диагностика дизартрий, в особенности легких форм. Фонетико-фонематические нарушения при стертой форме дизартрии сходны по своим проявлениям с другими речевыми расстройствами, при этом на практике стертую форму дизартрии бывает сложно дифференцировать ввиду умеренности симптоматики, отсутствия грубых нарушений моторики артикуляционного аппарата. Стертая форма дизартрии характеризуется как артикуляционными расстройствами, так и нарушением речевого дыхания, при этом ярким проявлением данного речевого расстройства является нарушение интонационно-выразительной стороны речи.

Проблема диагностики и коррекции стертой дизартрии освещена в работах Л.В. Лопатиной, Р.И. Мартыновой, И.Б. Карелиной, М.П. Давыдовой, Е.М. Мастюковой и др. Многими авторами указывается на сложность дифференциальной диагностики стертой формы дизартрии, отмечается длительность логопедического воздействия, а также подчеркивается необходимость соблюдения единого коррекционного пространства с сетью интегративных связей для получения положительных результатов логопедической работы. В психолого-педагогической литературе отмечается важность усвоения коммуникативных умений для развития личности ребенка, овладения им нормами социального поведения и формирования его эмоционально-волевых процессов. В частности, подчеркивается значение интонации для передачи смысловой и эмоциональной нагрузки речевого высказывания. Интонационно-выразительные средства речи организуют речевую деятельность в целом, делая процесс коммуникации наиболее информативным. На это в своих работах указывают Е.С. Алмазова, Е.Ф. Архипова, Г.В. Бабина, Л.С. Волкова, Т.В. Волосовец, Е.Н. Винарская, О.Е. Е.М. Мастюкова, и др.

При этом в специальной литературе в недостаточной степени освящены практические аспекты развития интонационно-выразительной стороны речи у детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии, чем подтверждается актуальность данной работы. У данной категории детей нарушаются такие базовые компоненты речевой коммуникации, как дыхание, голос, интонация, что является препятствием в усвоении ими навыков полноценной коммуникативной деятельности.

Объектом исследования являются дети дошкольного возраста со стертой формой псевдобульбарной дизартрии.

Предметом исследования выступают особенности логопедической работы по развитию интонационно-выразительной стороны речи у дошкольников со стертой дизартрией.

Целью исследования является выявление особенностей интонационно-выразительной стороны речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией, а также определение путей коррекционной логопедической работы по развитию интонационно-выразительной стороны речи у детей данной категории.

В соответствии с поставленной целью в исследовании решались следующие задачи:

  1. Проведение анализа специальной литературы по проблеме диагностики и коррекции стертой формы псевдобульбарной литературы у детей дошкольного возраста.
  2. Подбор методических приемов, направленных на диагностику стертой формы псевдобульбарной дизартрии у детей дошкольного возраста (констатирующий эксперимент).
  3. Разработка методических приемов, направленных на коррекцию интонационно-выразительной стороны речи у детей со стертой формой дизартрии дошкольного возраста (обучающий эксперимент).
  4. Проверка эффективности данных методических приемов (контрольный эксперимент).

В исследовании использовались следующие методы:

  1. Анализ психолого-педагогической литературы;
  2. Экспериментальное исследование (включает констатирующий, обучающий и контрольный эксперимент);
  3. Количественный и качественный анализ данных.

Научная новизна работы: дополнены имеющиеся в специальной литературе данные по диагностике стертой формы псевдобульбарной дизартрии у детей дошкольного возраста. Разработаны и введены в практику методы коррекции интонационно-выразительной стороны речи у детей со стертой дизартрией. Практическая значимость работы заключается в том, что полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы в разработке путей и способов преодоления нарушений интонационно-выразительной стороны речи у детей со стертой дизартрией дошкольного возраста. Полученный практический материал может быть использован в работе логопеда-практика, а также воспитателей ДОУ.

Структура работы: состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Структурно работа включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложение. Работа иллюстрирована 13 таблицами, 8 рисунками и представлена на 61 страницах печатного текста.

Способы оплаты

© 2017 rosstudents.ru: помощь в написании дипломов, курсовых, контрольных, рефератов, диссертаций. г. Красноярск, п. Железняка 18, оф.224,
тел. 8 (391) 292-92-56, E-mail: Turn on JavaScript!
создание сайта: Turn on JavaScript!