Студенческие работы на заказ

8 (391) 292-92-56

Факторы риска развития патологии органов зрения в младшем школьном возрасте и способов профилактики и коррекции этих нарушений

Предмет: Педагогика: готовые дипломные, контрольные, курсовые работы

Тип работы: Дипломная работа Педагогика

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

1. Теоретические основы нарушения зрения у детей школьного возраста 6

1.1. Характеристика основных патологий органов зрения у детей 6

1.2. Факторы риска нарушения зрения у школьников 10

1.3. Способы профилактики и коррекции патологии органов зрения у школьников 18

2. Организация и проведение практического эксперимента по изучению факторов риска развития патологии органов зрения и способов профилактики и коррекции этих нарушений в младшем школьном возрасте 28

2.1. Материалы и методы исследования 28

2.2. Констатирующий эксперимент: результаты и обсуждения 30

2.3. Формирующий эксперимент: методика и организация проведения 37

2.4. Контрольный эксперимент: результаты и обсуждения 42

2.5. Выводы по результатам исследования 47

Заключение 51

Глоссарий 56

Список использованных источников 57

Список сокращений 61

Приложение А. Показатели медосмотров школьников за 5 лет (отчеты школьной медсестры) 62

Приложение Б. Патологии органов зрения у учащихся СШ №1 г. Красноярска за 5 лет (отчеты об осмотрах офтальмологом на начало года) 64

Приложение В. Проектное предложение и характеристика проекта (программы) медико-педагогической помощи 66

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Зрение – интереснейшее и важнейшее явление природы. Над изучением тончайших механизмов зрения работают тысячи ученых по всему миру. Зрение дает 90% информации, воспринимаемой человеком из внешнего мира [7]. Хорошее зрение необходимо для любого вида деятельности: для повседневной жизни, отдыха, учебы. Одним из важнейших факторов гармоничного развития ребенка является полноценное зрение. Его потеря, особенно в детском возрасте – трагедия.

В связи с широким распространением патологий зрения среди детей и подростков, возможностью их прогрессированием и возникновением осложнений, нередко приводящих к инвалидности по зрению, изучение этой проблемы представляет особую актуальность [15].

Медики в настоящее время едины во мнении, что поступление детей в школу и переход к режиму школьного обучения вызывает глубокие изменения в организме. Это снижение общей работоспособности, учащение сердечно-сосудистых дисфункций, угнетение, снижение подвижности вегетативных процессов, уменьшение насыщенности кислородом артериальной крови, рост частоты заболеваемости и другие [2,7,24]. То, что школа оказывает неблагоприятное влияние на здоровье детей, было замечено еще в самом начале развития всеобуча. К концу периода учебы деформируется структура органа зрения у 60-70% выпускников школ. Из каждых 1 000 детей и подростков в процессе дошкольно-школьного обучения приобретают близорукость 400-500 человек [7]. Постепенно появился термин "школьная близорукость".

Большое значение проблема нарушения зрения приобретает в связи с переходом на обучение детей с шестилетнего возраста, которое влечет за собой увеличение зрительной работы на близком расстоянии. Повышение зрительной нагрузки, ослабление аккомодации нередко приводят к развитию миопии и других патологий зрения [24]. И особенно остро в последнее время этот вопрос встал из-за пагубного влияния дисплеев и компьютеров на зрение [34].

Проблема изучения патологии органов зрения и факторов риска ее развития в школьном возрасте поднималась в исследованиях В.Ф. Базарного (1991) [7], Н.И. Кудряшовой (1994) [23], Е.И. Ковалевского (1998) [21], Л.К. Дембского (1999) [15], П. Брегга (2003) [9], С.Э. Аветисова, Т.П. Кащенко, А.М. Шамшиновой (2005) [2], С.М. Валявко, А.С. Лысенковой (2012) [10]. Показано, что правильная интерпретация причин и факторов риска и разработка эффективных лечебно-профилактических мероприятий позволят снизить заболеваемость и инвалидность школьников из-за патологий зрения.

Тем не менее, в настоящее время проблема не решается, а встает все более остро. Требуются дополнительные исследования о влиянии факторов риска на развитие патологии органов зрения в младшем школьном возрасте и разработка новых простых и эффективных способов коррекции выявленных нарушений.

Вышеизложенные положения определяют актуальность темы работы.

Цель работы – изучение факторов риска развития патологии органов зрения в младшем школьном возрасте и способов профилактики и коррекции этих нарушений.

Объект исследования – патологии органов зрения у детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования – факторы риска развития патологии органов зрения в младшем школьном возрасте.

Гипотеза исследования – в школьном периоде зрительная система находится в состоянии хронического напряжения, что является фактором риска патологии органов зрения у школьников; путем совместных согласованных действий учителей, психолога, медицинского работника и родителей можно предотвратить или скорректировать патологии зрения у младших школьников.

Для достижения цели и проверки гипотезы определены следующие задачи:

  • дать характеристику основных патологий органов зрения у детей;
  • выявить факторы риска нарушения зрения у школьников;
  • изучить способы профилактики и коррекции патологии органов зрения у школьников;
  • организовать и провести практический эксперимент по изучению факторов риска развития патологии органов зрения и способов профилактики и коррекции этих нарушений в младшем школьном возрасте.

Методы исследования:

  • теоретические методы: теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
  • эмпирические методы: наблюдение, эксперимент, анкетирование, системный анализ и синтез, методы математической статистики.

Научная новизна исследования: на основании данных эксперимента, проведенного в конкретном образовательном учреждении, дополнены сведения о факторах риска развития патологии органов зрения и способах профилактики и коррекции этих нарушений в младшем школьном возрасте.

Теоретическая значимость: выявлено, что путем совместных согласованных действий учителей, психолога, медицинского работника и родителей можно предотвратить или скорректировать патологии зрения у младших школьников.

Практическая значимость работы заключается в том, что приведенные в работе данные о факторах риска развития патологии органов зрения и способах профилактики и коррекции этих нарушений в младшем школьном возрасте могут быть использованы в практической деятельности педагогов и медицинских сестер в образовательных учреждениях, а также при подготовке специалистов соответствующего профиля в учебных заведениях.

Способы оплаты

© 2017 rosstudents.ru: помощь в написании дипломов, курсовых, контрольных, рефератов, диссертаций. г. Красноярск, п. Железняка 18, оф.224,
тел. 8 (391) 292-92-56, E-mail: Turn on JavaScript!
создание сайта: Turn on JavaScript!