Студенческие работы на заказ
8 (391) 292-92-56
Предмет: Педагогика: готовые дипломные, контрольные, курсовые работы
Тип работы: Дипломная работа Педагогика
1.1. Функции и анатомия стопы; анатомо-физиологические особенности развития детской стопы 7
1.2. Понятие плоскостопия и этиологические факторы развития этой патологии у детей 13
1.3. Методика обследования для диагностики плоскостопия 19
1.4. Современные теоретические подходы к проблеме реабилитации и профилактики плоскостопия у детей 25
2.1. Материалы и методы исследования 35
2.2. Констатирующий эксперимент: результаты и обсуждения 37
2.3. Формирующий эксперимент: разработка и осуществление программы коррекции и профилактики плоскостопия у учащихся 44
2.4. Контрольный эксперимент: результаты и обсуждения 46
2.5. Выводы по результатам теоретического и практического исследования 51
Приложение А. Подометрическая оценка стопы по М.О. Фриданду 67
Приложение Б. Комплекс упражнений для лечения плоскостопия 68
Приложение В. Памятка 71
Актуальность темы работы. Проблема коррекции и профилактики отклонений в состоянии здоровья детей, особенно дошкольников и детей младшего школьного возраста, весьма актуальна сегодня в медицине и в образовании [9,53]. В связи с изменением приоритетов в социально-экономической сфере, усложнением образовательных программ, ускорением ритма жизни и одновременным снижением двигательной активности человека в последнее время наблюдается отчетливая тенденция к увеличению числа заболеваний опорно-двигательного аппарата (ОДА) у взрослых и детей. У детей из этих заболеваний наиболее распространены различные нарушения осанки и плоскостопие. Есть исследовательские данные (С.А. Егорова, В.Г. Петрякова, 2009), что уплощение свода стопы и плоскостопие имеют сегодня около 40% детей [16]. Е.В. Знатнова (2011) указывает, что нарушение формы стопы при плоскостопии снижает ее функциональные возможности, ведет к патологическим изменениям состояния тазобедренного, коленного, голеностопного суставов и позвоночника, отрицательно влияет на их функции, ухудшает осанку и общее состояние ребенка [23].
Проблеме реабилитации и профилактики плоскостопия у детей сегодня посвящено большое число исследовательских работ и работ практической направленности [22,25,50]. Современная система реабилитационных мероприятий для лиц с ортопедическими патологиями предполагает использование различных методов и средств кинезотерапии. Особое место в этой системе отводится лечебной физкультуре – гимнастическим и спортивно-прикладным упражнениям, направленным на укрепление мышц туловища и свода стопы.
Специалисты единодушны, что систематическая тренировка мышц ног – основное средство профилактики деформаций стоп и, в частности, плоскостопия [22,32,34]. Однако лечебная физкультура не всегда позволяет достичь желаемого результата. У детей, имеющих выраженное плоскостопие, курс лечебной гимнастики дает только незначительные положительные изменения состояния свода стопы, так как специальные упражнения не всегда в достаточной степени воздействуют на наиболее важные группы мышц [2]. Поэтому есть необходимость использовать для лечения и профилактики плоскостопия новые, более эффективные средства тренировки мышц голени и стопы [52,55].
Наиболее эффективно в лечении и профилактике плоскостопия применение в комплексном сочетании различных видов терапевтического воздействия: бальнеотерапии, массажа, физиотерапии, ортопедических технологий, лечебной физкультуры, спортивно-прикладных упражнений, мышц и других средств (М.С. Чаруйская, 2005) [52]. В частности, исследователями (Я.М. Коц, 1980 [30];Т.Ю. Карташова, 2005 [27]; Т.Е. Христовая, 2012,2014 [50-51]) отмечается положительный эффект лечения плоскостопия с помощью электростимуляционной микротоковой тренировки мышц стопы. По эффективности эти сеансы сравнимы с интенсивными физическими упражнениями.
Использование различных методов и средств реабилитации, преимущественно в активных формах, их оптимальное сочетание в комплексных методиках, выбор и обоснование длительности применения для коррекции и профилактики плоскостопия у детей – приоритетные направления исследований на сегодняшний день.
Цель работы – изучение проблемы распространенности плоскостопия у детей, разработка и апробирование мероприятий по реабилитации и профилактике плоскостопия у младших школьников.
Объект исследования – плоскостопие как патология опорно-двигательной системы у детей.
Предмет исследования – реабилитационные и профилактические мероприятия для детей с плоскостопием.
Гипотеза исследования – плоскостопие – серьезная и распространенная патология опорно-двигательной системы у детей; разработка и осуществление специальных программ реабилитационных и профилактических мероприятий для детей с плоскостопием позволяет скорректировать имеющиеся нарушения и частично решить проблему плоскостопия у детей.
Научная новизна исследования: на основании данных эксперимента, проведенного в конкретном образовательном учреждении, дополнены сведения о возможностях реабилитации младших школьников с плоскостопием, а также об эффективности применения отдельных видов профилактических мероприятий для детей младшего школьного возраста с плоскостопием.
Теоретическая значимость: выявлено, что в результате разработки и осуществления специальных программ реабилитационных и профилактических мероприятий для детей с плоскостопием можно скорректировать имеющиеся нарушения и частично решить проблему плоскостопия у детей.
Практический эксперимент проведен на базе СШ № 2 города Красноярска. В рамках практического эксперимента проведено изучение проблемы распространенности плоскостопия у детей, разработка и апробирование мероприятий по реабилитации и профилактике плоскостопия у младших школьников. Для исследования были выбраны 24 ребенка 1-3 классов в возрасте 7-8 лет с патологиями свода стопы. В рамках формирующего эксперимента сформированы две группы школьников: контрольная (КГ) – 12 человек (5 девочек и 7 мальчиков) и экспериментальная группа (ЭГ) – 12 человек (6 девочек и 6 мальчиков). С учащимися, вошедшими в экспериментальную группу, проведена работа по профилактике и коррекции деформации стопы по специально разработанной комплексной программе. Проанализирована динамика изменения показателей деформации стопы у детей экспериментальной и контрольной групп за время проведения эксперимента.
Практическая значимость работы: приведенные в работе данные о возможностях реабилитации младших школьников с плоскостопием, а также об эффективности применения отдельных видов профилактических мероприятий для детей младшего школьного возраста с плоскостопием могут быть использованы в практической деятельности педагогов и медицинских сестер в образовательных учреждениях, а также при подготовке специалистов соответствующего профиля в учебных заведениях.