Студенческие работы на заказ

8 (391) 292-92-56

Реабилитация и профилактические мероприятия для детей с плоскостопием

Предмет: Педагогика: готовые дипломные, контрольные, курсовые работы

Тип работы: Дипломная работа Педагогика

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

1. Теоретическое исследование проблемы плоскостопия у детей школьного возраста 7

1.1. Функции и анатомия стопы; анатомо-физиологические особенности развития детской стопы 7

1.2. Понятие плоскостопия и этиологические факторы развития этой патологии у детей 13

1.3. Методика обследования для диагностики плоскостопия 19

1.4. Современные теоретические подходы к проблеме реабилитации и профилактики плоскостопия у детей 25

2. Организация и проведение практического эксперимента по изучению распространенности плоскостопия среди учащихся начальных классов СШ № 2 г. Красноярска и коррекции выявленных нарушений 35

2.1. Материалы и методы исследования 35

2.2. Констатирующий эксперимент: результаты и обсуждения 37

2.3. Формирующий эксперимент: разработка и осуществление программы коррекции и профилактики плоскостопия у учащихся 44

2.4. Контрольный эксперимент: результаты и обсуждения 46

2.5. Выводы по результатам теоретического и практического исследования 51

Заключение 54

Глоссарий 59

Список использованных источников 60

Список сокращений 66

Приложение А. Подометрическая оценка стопы по М.О. Фриданду 67

Приложение Б. Комплекс упражнений для лечения плоскостопия 68

Приложение В. Памятка 71

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы работы. Проблема коррекции и профилактики отклонений в состоянии здоровья детей, особенно дошкольников и детей младшего школьного возраста, весьма актуальна сегодня в медицине и в образовании [9,53]. В связи с изменением приоритетов в социально-экономической сфере, усложнением образовательных программ, ускорением ритма жизни и одновременным снижением двигательной активности человека в последнее время наблюдается отчетливая тенденция к увеличению числа заболеваний опорно-двигательного аппарата (ОДА) у взрослых и детей. У детей из этих заболеваний наиболее распространены различные нарушения осанки и плоскостопие. Есть исследовательские данные (С.А. Егорова, В.Г. Петрякова, 2009), что уплощение свода стопы и плоскостопие имеют сегодня около 40% детей [16]. Е.В. Знатнова (2011) указывает, что нарушение формы стопы при плоскостопии снижает ее функциональные возможности, ведет к патологическим изменениям состояния тазобедренного, коленного, голеностопного суставов и позвоночника, отрицательно влияет на их функции, ухудшает осанку и общее состояние ребенка [23].

Проблеме реабилитации и профилактики плоскостопия у детей сегодня посвящено большое число исследовательских работ и работ практической направленности [22,25,50]. Современная система реабилитационных мероприятий для лиц с ортопедическими патологиями предполагает использование различных методов и средств кинезотерапии. Особое место в этой системе отводится лечебной физкультуре – гимнастическим и спортивно-прикладным упражнениям, направленным на укрепление мышц туловища и свода стопы.

Специалисты единодушны, что систематическая тренировка мышц ног – основное средство профилактики деформаций стоп и, в частности, плоскостопия [22,32,34]. Однако лечебная физкультура не всегда позволяет достичь желаемого результата. У детей, имеющих выраженное плоскостопие, курс лечебной гимнастики дает только незначительные положительные изменения состояния свода стопы, так как специальные упражнения не всегда в достаточной степени воздействуют на наиболее важные группы мышц [2]. Поэтому есть необходимость использовать для лечения и профилактики плоскостопия новые, более эффективные средства тренировки мышц голени и стопы [52,55].

Наиболее эффективно в лечении и профилактике плоскостопия применение в комплексном сочетании различных видов терапевтического воздействия: бальнеотерапии, массажа, физиотерапии, ортопедических технологий, лечебной физкультуры, спортивно-прикладных упражнений, мышц и других средств (М.С. Чаруйская, 2005) [52]. В частности, исследователями (Я.М. Коц, 1980 [30];Т.Ю. Карташова, 2005 [27]; Т.Е. Христовая, 2012,2014 [50-51]) отмечается положительный эффект лечения плоскостопия с помощью электростимуляционной микротоковой тренировки мышц стопы. По эффективности эти сеансы сравнимы с интенсивными физическими упражнениями.

Использование различных методов и средств реабилитации, преимущественно в активных формах, их оптимальное сочетание в комплексных методиках, выбор и обоснование длительности применения для коррекции и профилактики плоскостопия у детей – приоритетные направления исследований на сегодняшний день.

Цель работы – изучение проблемы распространенности плоскостопия у детей, разработка и апробирование мероприятий по реабилитации и профилактике плоскостопия у младших школьников.

Объект исследования – плоскостопие как патология опорно-двигательной системы у детей.

Предмет исследования – реабилитационные и профилактические мероприятия для детей с плоскостопием.

Гипотеза исследования – плоскостопие – серьезная и распространенная патология опорно-двигательной системы у детей; разработка и осуществление специальных программ реабилитационных и профилактических мероприятий для детей с плоскостопием позволяет скорректировать имеющиеся нарушения и частично решить проблему плоскостопия у детей.

Для достижения цели определены следующие задачи:

  • изучить функции и анатомию стопы, анатомо-физиологические особенности развития детской стопы;
  • определить понятие плоскостопия, выявить этиологические факторы развития этой патологии у детей;
  • описать методику обследования для диагностики плоскостопия;
  • охарактеризовать современные теоретические подходы к проблеме реабилитации и профилактике плоскостопия у детей;
  • организовать и провести практический эксперимент по изучению распространенности плоскостопия среди учащихся начальных классов СШ № 2 г. Красноярска и коррекции выявленных нарушений.

Методы исследования:

  • теоретические методы: теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
  • эмпирические методы: эксперимент, системный анализ и синтез данных эксперимента и медицинской документации, статистическая интерпретация результатов.

Научная новизна исследования: на основании данных эксперимента, проведенного в конкретном образовательном учреждении, дополнены сведения о возможностях реабилитации младших школьников с плоскостопием, а также об эффективности применения отдельных видов профилактических мероприятий для детей младшего школьного возраста с плоскостопием.

Теоретическая значимость: выявлено, что в результате разработки и осуществления специальных программ реабилитационных и профилактических мероприятий для детей с плоскостопием можно скорректировать имеющиеся нарушения и частично решить проблему плоскостопия у детей.

Практический эксперимент проведен на базе СШ № 2 города Красноярска. В рамках практического эксперимента проведено изучение проблемы распространенности плоскостопия у детей, разработка и апробирование мероприятий по реабилитации и профилактике плоскостопия у младших школьников. Для исследования были выбраны 24 ребенка 1-3 классов в возрасте 7-8 лет с патологиями свода стопы. В рамках формирующего эксперимента сформированы две группы школьников: контрольная (КГ) – 12 человек (5 девочек и 7 мальчиков) и экспериментальная группа (ЭГ) – 12 человек (6 девочек и 6 мальчиков). С учащимися, вошедшими в экспериментальную группу, проведена работа по профилактике и коррекции деформации стопы по специально разработанной комплексной программе. Проанализирована динамика изменения показателей деформации стопы у детей экспериментальной и контрольной групп за время проведения эксперимента.

Практическая значимость работы: приведенные в работе данные о возможностях реабилитации младших школьников с плоскостопием, а также об эффективности применения отдельных видов профилактических мероприятий для детей младшего школьного возраста с плоскостопием могут быть использованы в практической деятельности педагогов и медицинских сестер в образовательных учреждениях, а также при подготовке специалистов соответствующего профиля в учебных заведениях.

Способы оплаты

© 2017 rosstudents.ru: помощь в написании дипломов, курсовых, контрольных, рефератов, диссертаций. г. Красноярск, п. Железняка 18, оф.224,
тел. 8 (391) 292-92-56, E-mail: Turn on JavaScript!
создание сайта: Turn on JavaScript!