Студенческие работы на заказ
8 (391) 292-92-56
Предмет: Педагогика: готовые дипломные, контрольные, курсовые работы
Тип работы: Дипломная работа Педагогика
1.1. Сущность адаптации в психологических исследованиях 7
1.2. Общение младших школьников со сверстниками 17
2.1. Характеристика исследования 28
2.2. Особенности адаптации и общения детей младшего школьного возраста в условиях школьного обучения 30
Современная жизнь человека характеризуется чрезвычайной потребностью в адаптации человека из-за влияния быстро меняющихся социальных и технологических условий. В наше непростое время социально-экономической нестабильности и кризисных явлений во всех сферах жизни особенно сильно страдают наименее защищенные слои на¬селения, и в первую очередь дети. Кроме того, на детях лежит огромная ответственность за формирование новой страны в будущем. А для этого они должны успешно влиться в общество и самостоятельно строить свой вариант достойной жизни.
Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособ¬лении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социаль¬ным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в не¬привычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельно¬стью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.
Начало систематического обучения в школе является стрессовой ситуацией в жизни ребенка, так как связано с необходимостью адаптироваться к новым микросоциальным условиям. Этот процесс сопровождается разнообразными сдвигами в функциональном состоянии и в значительной мере затрагивает психоэмоциональную сферу. От благополучия адаптационного периода при поступлении в школу в значительной мере зависит успешность дальнейшей социальной деятельности ребенка.
Школьная дезадаптация приводит к снижению учебной мотивации, деформации межличностных отношений, развитию невротических состояний, формированию девиантных форм поведения. Неблагоприятное течение адаптации свидетельствует о снижении функциональных резервов организма и перенапряжении регуляторных систем, что сопровождается возникновением соматических заболеваний.
Актуальность темы исследования. Проблема адаптации детей к школе является одной из наиболее важных проблем начальной ступени образования: сложной для педагогов и чувствительной для родителей. Известно, что в основе любого адаптивного цикла лежит эволюционно обусловленная программа приспособления, реализующаяся в той или иной форме активности, которая является одним из ведущих гомеостатических факторов. В самом распространенном своем значении школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности и т.д. Ребенок, который вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений, чаще всего и называется адаптированным (Битянова М.Р.).
Цель исследования: исследование особенностей адаптаций детей младшего школьного возраста к условиям школьного обучения.
Объект исследования: дети младшего школьного возраста.
Предмет исследования: процесс адаптации ребенка к условиям школьного образовательного учреждения.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь особенностей адаптации детей младшего школьного возраста к условиям школьного обучения и специфики их общения со сверстниками.
На высоком уровне адаптации: первоклассник положительно относится к школе, предъявляемым требованиям, глубоко и полно овладевает программным материалом, прилежен, внимателен, общественные поручения выполняет добросовестно, занимает в классе благоприятное статусное положение.
Средний уровень адаптации: первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний, понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно, усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи, сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, дружит со многими одноклассниками.
Низкий уровень адаптации: первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе, нередки жалобы на нездоровье, наблюдаются нарушения дисциплины, объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно, самостоятельная работа с учебником затруднена, при выполнении самостоятельных заданий не проявляет интереса, к урокам готовится нерегулярно, необходим постоянный контроль, близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников.