Студенческие работы на заказ

8 (391) 292-92-56

Особенности психологической и социальной адаптации первоклассников на примере школы г. Красноярска

Предмет: Педагогика: готовые дипломные, контрольные, курсовые работы

Тип работы: Дипломная работа Педагогика

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретический анализ проблемы взаимосвязи особенностей адаптации детей младшего школьного возраста к условиям школьного обучения и специфики их общения со сверстниками 7

1.1. Сущность адаптации в психологических исследованиях 7

1.2. Общение младших школьников со сверстниками 17

Глава 2. Эмпирическое изучение взаимосвязи особенностей адаптации детей младшего школьного возраста к условиям школьного обучения 28

2.1. Характеристика исследования 28

2.2. Особенности адаптации и общения детей младшего школьного возраста в условиях школьного обучения 30

Заключение 41

Библиографический список 44

Введение

Современная жизнь человека характеризуется чрезвычайной потребностью в адаптации человека из-за влияния быстро меняющихся социальных и технологических условий. В наше непростое время социально-экономической нестабильности и кризисных явлений во всех сферах жизни особенно сильно страдают наименее защищенные слои на¬селения, и в первую очередь дети. Кроме того, на детях лежит огромная ответственность за формирование новой страны в будущем. А для этого они должны успешно влиться в общество и самостоятельно строить свой вариант достойной жизни.

Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособ¬лении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социаль¬ным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в не¬привычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельно¬стью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.

Начало систематического обучения в школе является стрессовой ситуацией в жизни ребенка, так как связано с необходимостью адаптироваться к новым микросоциальным условиям. Этот процесс сопровождается разнообразными сдвигами в функциональном состоянии и в значительной мере затрагивает психоэмоциональную сферу. От благополучия адаптационного периода при поступлении в школу в значительной мере зависит успешность дальнейшей социальной деятельности ребенка.

Школьная дезадаптация приводит к снижению учебной мотивации, деформации межличностных отношений, развитию невротических состояний, формированию девиантных форм поведения. Неблагоприятное течение адаптации свидетельствует о снижении функциональных резервов организма и перенапряжении регуляторных систем, что сопровождается возникновением соматических заболеваний.

Актуальность темы исследования. Проблема адаптации детей к школе является одной из наиболее важных проблем начальной ступени образования: сложной для педагогов и чувствительной для родителей. Известно, что в основе любого адаптивного цикла лежит эволюционно обусловленная программа приспособления, реализующаяся в той или иной форме активности, которая является одним из ведущих гомеостатических факторов. В самом распространенном своем значении школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности и т.д. Ребенок, который вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений, чаще всего и называется адаптированным (Битянова М.Р.).

Цель исследования: исследование особенностей адаптаций детей младшего школьного возраста к условиям школьного обучения.

Задачи исследования:

  1. Провести теоретический анализ исследуемой проблемы.
  2. Подобрать методики диагностики.
  3. Изучить показатели адаптации детей младшего школьного возраста к условиям обучения в школе.
  4. Выявить специфику общения детей со сверстниками в период адаптации к школе.
  5. Разработать систему коррекционно-развивающих мероприятий в работе с детьми, способствующих преодолению трудностей в общении со сверстниками в период адаптации к школе.

Объект исследования: дети младшего школьного возраста.

Предмет исследования: процесс адаптации ребенка к условиям школьного образовательного учреждения.

Гипотеза исследования: существует взаимосвязь особенностей адаптации детей младшего школьного возраста к условиям школьного обучения и специфики их общения со сверстниками.

На высоком уровне адаптации: первоклассник положительно относится к школе, предъявляемым требованиям, глубоко и полно овладевает программным материалом, прилежен, внимателен, общественные поручения выполняет добросовестно, занимает в классе благоприятное статусное положение.

Средний уровень адаптации: первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний, понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно, усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи, сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, дружит со многими одноклассниками.

Низкий уровень адаптации: первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе, нередки жалобы на нездоровье, наблюдаются нарушения дисциплины, объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно, самостоятельная работа с учебником затруднена, при выполнении самостоятельных заданий не проявляет интереса, к урокам готовится нерегулярно, необходим постоянный контроль, близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников.

Методики исследования:

  1. Опросник "Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников в школе" (Ковалева Л.М., Тарасенко Н.Н.), с целью изучения показателей адаптации первоклассников к условиям школьного обучения.
  2. Метод вербальных выборов (Смирнова Е.О., Холмогорова В.М.) с целью изучения особенностей общения детей в группе сверстников.
  3. Практическая значимость исследования: предложенные материалы могут быть использованы педагогами-психологами школьных образовательных учреждений для оказания помощи в адаптации к условиям школьного образовательного учреждения.

Научная новизна работы:

  1. Изучены следующие показатели адаптации детей младшего школьного возраста к условиям обучения в школе: определенный набор умений, личностных качеств, наличие у ребенка сформированной позиции школьника, ориентацию на социальную важность процесса учения, на учебные составляющие школьной жизни, преобладание познавательной мотивации, развитая произвольность поведения. Наличие данных качеств предполагает успешную адаптацию.
  2. Выявлена специфика общения детей со сверстниками в период адаптации к школе. Специфика заключается в том, что общение для младшего школьника имеет значение не только для установления контактов со сверстниками, но и поддержания их устойчивости, усложнения за счет пересечения межличностных отношений с реализацией своей социальной роли ученика.
  3. Разработана система коррекционно-развивающих мероприятий в работе с детьми, способствующих преодолению трудностей в общении со сверстниками в период адаптации к школе.

Способы оплаты

© 2017 rosstudents.ru: помощь в написании дипломов, курсовых, контрольных, рефератов, диссертаций. г. Красноярск, п. Железняка 18, оф.224,
тел. 8 (391) 292-92-56, E-mail: Turn on JavaScript!
создание сайта: Turn on JavaScript!